Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Открыла страницу со статистикой участников JET programme. Лучше бы я этого не делала.
Можете сами взглянуть на то, как выглядит дискриминация не носителей английского языка в цифрах: jetprogramme.org/en/countries/ (смотрим только графу ALTs).
Конечно, у Филиппин, Сингапура или там Тринидада и Тобаго неплохие цифры, но давайте вспомним, что английский там является одним из официальных языков (а в ТиТ и вовсе единственным). Все остальные большие цифры - из стран, где английский является единственным официальным языком. Число же участников из стран, где английский официальным языком не является, в сумме составляет 23. 23 человека. Против четырёх с половиной тысяч. Уму не постижимо.
Понятно, что из некоторых стран, может, просто никто не подавал документы. Может, некоторые страны не очень-то в курсе такой программы (хоть и являются участниками). Но это явления взаимосвязанные. Программа гораздо активнее рекламируется в тех странах, где английский является официальным языком. Потому что же нужны носители. При этом, по отзывам многих коллег, кто прошёл через эту программу, японские учителя не очень-то приветствуют модернизацию, коммуникативную методику и вот это всё. То есть, по сути, носителей (особенно с подходящей внешностью) набирают чисто для статуса и галочки. Мол, вот, мы крутая школа, у нас носитель есть. Который там что-то несколько раз в неделю ведёт, пытаясь разговорить учащихся, которые просто не привыкли к коммуникативным урокам, потому что никому это не надо, а надо сдать экзамены, которые проверяют только пассивные скиллы (то есть чтение и аудирование). А если и проверяют активные, то только письмо, но никак не спикинг (взять хоть тот же разрекламированные TOEIC, результаты которого так любят требовать при поступлении в ВУЗы и приёме на работу). И для многих носителей эта программа - возможность пожить и попутешествовать по Японии, а преподавательская её часть - необходимое зло, так сказать.
А в Китае, если ты не носитель языка, тебе и вовсе визу не дадут для преподавания - это у них государственный закон такой.
У меня внутри просто всё закипает.

@темы: негатив, Япония, культпросвет, tutoring, я возмущена!

Комментарии
18.10.2017 в 04:26

Truth resists simplicity
У меня коллега по кэнкюсицу писал свою магистерскую как раз по этой теме. Ассистенты преподавателей в школах не делают ничего, сидят просто для галочки, иногда отвечают на вопросы препода, ведут диалог и т.д.
В Киотском уни ситуация не особо лучше, я сейчас ассистент у своего научрука на занятиях по английскому и кроме как раздать материалы на урок, написать-стереть с доски я больше ничего не делаю, все остальное занятие сижу и не отсвечиваю, студенты тоже какие-то шуганные, боятся говорить и т.д. (хотя у нас занятие по Academic Writing, конечно. Зато все через одного исследуют коммуникативный подход, как сделать так, чтобы учащиеся заговорили и т.д.
18.10.2017 в 04:40

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Princess Duck, мда, даже сказать нечего, кроме как нецензурно. исследовать то, что сами не умеют, - как это мило.
понятно, конечно, что ассистент - не учитель, но тогда в чём вообще смысл? говори уж прямо: не преподавал я. а то каждый второй хвалится, что он 5 лет в Японии английский в школе преподавал. ага, преподавал. с доски стирал. я, конечно, знаю тех, кто реально преподавал, - точнее, кому позволяли преподавать. да и то, там это позволение было крайне ограниченным. то не делай, так не делай. и вообще, пошли вы со своей коммуникативной - grammar-translation rules, вот так примерно.
18.10.2017 в 05:13

Truth resists simplicity
Tish Evans, насколько я понимаю, школы вообще очень консервативные в этом плане и отстают от нормальной науки лет на 20-30, в уни тебе и интерактивные аудитории и использование модных методов и последние материалы - все, что хочешь дадим. Только вот вчерашние школьники не знают, что с этим делать и куда прикрутить. Тут проблема не только в Японии, а много где. В естественных науках с этим получше, наверное, но с языками беда-беда просто.
18.10.2017 в 05:24

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Princess Duck, в европейских школах такой проблемы с языками нет, все более-менее привыкли к коммуникативной методике. а вот то, что да, вчерашние школьники не знают, что с этим делать, это точно. мои поначалу всего шугаются: их спросишь выразить свои мысли - они сидят в панике, пытаются понять, как правильно ответить, да чтоб ещё и грамматика и вокабуляр на уровне. приходится чуть ли не методом гипноза внушать, что главное - донести идею так, чтоб поняла, а как ты это сделаешь (да хоть жестами!), уже вторично. и они постепенно расслабляются, могут дискутировать и т.п. но первые три недели первого семестра, конечно, то ещё веселье.
и ведь непонятно, что и как делать. как систему менять? да желающих-то силы на это положить полно, а вот надо ли это государству - вопрос. вроде есть какие-то подвижки: мол, теперь английский с начальной школы. а смысл? дело не в продолжительности обучения, а в качестве. а над этим никто не заморачивается. во всей Японии CELTA сделать можно только в Кобэ (в Токио был центр, но закрыли). да и из японских учителей о таком сертификате вообще никто не слышал, почти все участники иностранцы разные. школьные японские учителя даже не знают, что можно по-другому! все прогрессивные (с образованием и опытом работы за границей) в университетах.
18.10.2017 в 05:34

Truth resists simplicity
Tish Evans, я полагаю, в Японии проблема в том, что нет мультиязыковой среды, как в Европе. Вот с мнениями да, тисками больше одного слова не вытянешь. Я замечаю это не только у японцев, а у китайцев и корейцев тоже, это какая-то азиатская фишка, где они могут зазубрить все, что угодно, но именно мнение надо вытягивать. Тут даже не боязнь ошибок, как мне кажется, а что-то другое: то ли незаинтересованность, то ли просто нет привычки высказывать свое мнение, то ли еще что.
Тут менять надо вообще все под корень, ждать, пока в систему придет молодая кровь, которая хоть как-то настроена на изменения, со школы учить не конкретным предметам и знаниям, а учить именно навыкам автономного и самообучения и т.д. Об этом говорят уже не знаю сколько, но это все на бумаге в работах исследователей, а не в реальной жизни, к сожалению.
18.10.2017 в 07:24

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Princess Duck, я ставлю на просто нет привычки высказывать свое мнение. ведь все остальные уроки в школе ведутся по принципу "учитель говорит, ученики молчат и слушают". никто не спрашивает их, что они думают. не предлагает проанализировать исторические события или смоделировать, как изменилась бы ситуация. не спрашивает, что они думают о таком-то художественном произведении. начитывают то, что они должны знать для экзамена, и всё.

Тут менять надо вообще все под корень, ждать, пока в систему придет молодая кровь, которая хоть как-то настроена на изменения, со школы учить не конкретным предметам и знаниям, а учить именно навыкам автономного и самообучения и т.д.
ну вот и я о том же. но это замкнутый круг: молодых должны учить старые, а старые - консерваторы. значит, надо, чтобы молодые сами где-то научились (хоть за границей) и нашли силы систему смять и выстроить новую.
но это все на бумаге в работах исследователей
а исследователи по большей части японцы или иностранцы, кстати?
18.10.2017 в 08:55

Truth resists simplicity
Tish Evans, ну вот в России тоже на уроках в школе все сидят в основном слушают учителя, но с активным участием на занятиях в университете получше, из того, что я видела. То есть тут еще и окружение влияет.

а исследователи по большей части японцы или иностранцы, кстати?
Я на соотношение не смотрела особо, но работ японцев тоже много. Сейчас, кстати, японские студенты вполне себе ездят по обмену или на год на обучение в другие страны, им это 留学 очень хорошо продвигают.
Тут сам по себе отрыв академ мира от реального очень большой, его все пытаются сузить, вовлечь школьных преподавателей делать исследования, но пока что не очень выходит. В том же TESOL можно поискать статьи на эту тему.
18.10.2017 в 09:47

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Princess Duck, да, у российских ВУЗах занятия довольно активные. есть так называемые семинары, где ведётся диалог между студентами и преподавателями. да и на лекциях иногда спрашивают мнение аудитории о чём-то. в Европе примерно так же: на лекциях в основном преподы говорят (иногда вопросы задают или небольшие задания дают по типу "обсуди с соседом"), но есть разговорные тюториалы.
про японский университет мало знаю... мой муж лекции старается сделать с коммуникативным элементом. а я-то инструктор, а не лектор)

будем надеяться, что вернувшись, они, так сказать, ощутят разницу и решатся что-то менять. надо только подождать, пока поколение сменится на тех, кто поголовно проходил учёбу по обмену.

В том же TESOL можно поискать статьи на эту тему.
это журнал? я только The Language Teacher знаю...
18.10.2017 в 10:21

Truth resists simplicity
Tish Evans, здесь, в общем-то тоже либо лекция, либо семинар. Иностранные языки же разбиваются на райтинг, диалог, чтение и т.д.

это журнал? я только The Language Teacher знаю...
и журнал в том числе www.tesol.org
18.10.2017 в 10:32

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Princess Duck, ну да, у нас так же. отдельно курсы по презентации, академ. письму, академ. чтению, дискуссии. но это везде так. в Европе в то числе. я бы сказала, что это характерная особенность EAP: там всё преподаётся по отдельности, а не комплексом. что, в принципе, не так уж плохо, учитывая, что спикинг можно incorporate во что угодно, было бы желание.

и журнал в том числе www.tesol.org
ааа, это я знаю)
18.10.2017 в 14:16

- But then, you can't expect a monolith to love you back.
интересно про Китай. как же туда столько людей из одной только России преподавать едут?

вообще, у этого, мне кажется, слишком сильные исторические корни в Японии. "учитель говорит, ученики молчат и слушают" я вообще ничего про Восток не знаю, но эта модель впечаталась в голову с помощью фильмов и книг. если на условном Западе были дискуссии, была школа Платона, там не было НИЧЕГО. есть мудрый учитель -- есть глупые ученики. и так было столетиями. зачем же ждать, что всё вдруг магическим образом изменится. это тяжёлая работа, и займёт она много времени. сорри, если я всё не так понимаю
19.10.2017 в 10:26

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
l.etranger, как же туда столько людей из одной только России преподавать едут?
нелегально, по туристическим визам.

если на условном Западе были дискуссии, была школа Платона, там не было НИЧЕГО. есть мудрый учитель -- есть глупые ученики. и так было столетиями.
кстати, интересная мысль!!!
20.10.2017 в 21:03

Надо только придумать, что сказать в Макао людям, которые ждут какао...(с)
Думаю, что им просто не нужно. Как в СССР было. Некуда особо язык применять. А кому надо - учатся за границей.
20.10.2017 в 23:20

- But then, you can't expect a monolith to love you back.
Tish Evans, я кстати слышала часто про Японию (больше от неместных, но пару раз и от них), что никому там не сдался английский, что они самодостаточные (как Китай) и пока совсем не припрёт, не интересуются
21.10.2017 в 10:09

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
marinachan, ну, Япония не СССР. страна открытая, туристов много, международные отношения и торговля на уровне. так что применить очень даже можно. было бы желание, как говорится. просто для них английский очень трудный. совсем другая система у языка. им китайский или корейский выучить гораздо проще, чем европейский язык.

l.etranger, если бы это было так, что бизнес языковых школ не процветал бы)) и люди не платили бы бешеные бабки за возможность подтянуть английский. очень многие компании торгуют с иностранными клиентами, и если хочешь удержаться на рабочем месте, пойдёшь учить английский. многие компании ещё отправляют сотрудников за границу в филиалы на годы. у меня был ученик, который еле-еле что-то там на уровне elementary мог. и вот куда такого в Лондон?
вообще, конечно, он далеко не всем нужен. не все же хотят в огромных корпорациях работать. университеты не очень-то англицизированы. преподов, кто может вести лекции на английском, по пальцам пересчитать. англоязычных программ почти нет. но тут опять-таки, что было первым, курица или яйцо. иностранцы не едут получать полное образование в Японии именно потому что нет возможности сделать это на английском, а японский ради этого учить не каждый согласится. а они, в свою очередь, не чешутся с этим, потому что всё равно ж спроса нет. но было бы предложение! в Швеции вот куча английских программ (особенно магистерских), так туда со всего мира едут. потому что ещё и дешевле в 2 раза, чем в Британии, например.
21.10.2017 в 13:24

- But then, you can't expect a monolith to love you back.
Tish Evans, в Швеции вот куча английских программ ага, а в Германии вообще бесплатно, сейчас они ещё и бакалавриаты на английском начали делать...
но да, непонятно, что было первым на самом деле яйцо, конечно, потому что оно было ещё у рептилий, задолго до появления куриц. это скорее культурное, получается. можно же набрать персонал и делать англоязычные программы, но этого не происходит почти
22.10.2017 в 03:02

Truth resists simplicity
преподов, кто может вести лекции на английском, по пальцам пересчитать.

у меня в уни половина предметов на английском (ведут как японцы, так и иностранцы), остальная половина: смешанный английский с японским, и свою магистерскую я в итоге буду писать на английском. Тут подвижки очень большие в этом плане и за один день они не делаются.
24.10.2017 в 11:00

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Princess Duck, а вот в Тодае с этим всё гораздо более грустно. данные, которые я озвучила, кстати, собраны исследовательской группой Тодая как раз. результат: в Японии только 7% лекторов способны вести лекции на английском языке (из числа опрошенных).