Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Начала читать Бёрна "Игры, в которые играют люди". Сознание мне перепрошило уже на 50-ой странице.

Обязательно куплю эту книгу на бумаге, чтобы делать записи прямо в тексте и сделать закладки в нужных местах. Пока приходится выписывать всё самое основное и записывать мысли по ходу дела в отдельный блокнот - не очень удобно, лучше бы всё в одном месте.
Купила ещё несколько книг из списка ШВК (Школа Великих Книг), но, увы, не все нашла. Буду искать летом в Питере. Безумно хотелось бы присоединиться к проекту и обсудить всё прочитанное с единомышленниками, так сказать, но они только оффлайн :( Прям хоть в Питер переезжай.

Пока искала книги из списка, наткнулась на другие, не из списка, но с захватывающими названиями. Прикупила и их. Возможно, буду выкладывать здесь мысли, возникающие по ходу чтения.

Итак, по Бёрну:
1) Социальная коммуникация строится на "поглаживаниях". Поглаживания моут быть как вербальными, так и невербальными. Количество поглаживаний зависит от степени знакомства, но в то же время увеличение количества поглаживаний может влиять на близость закомства. Моя проблема в том, что я очень скупа на поглаживания - думаю, именно из-за этого я всегда чувствую, что остальные коллеги - вместе, а я - отдельно. Попробовала увеличить количество поглаживаний - результат был почти мгновенный. Не в том плане, что резко со всеми подружилась, но в том, что коммуникация продолжалась дольше и приносила больше удовольствия.
2) Все люди играют в игры. Игры отличаются от ритуалов, развлечений, операций, процедур и т.п. тем, что в них всегда есть скрытый мотив и наличие выигрыша. Игры бывают позиитивные (такие, где происходят дополняющие трансакции) и негативные (где происходят перекрёстные трансакции). Самые известные игры имеют названия, которые говорят сами за себя: "Скандал", "Почему бы тебе не... - Да, но...", "Алкоголик" и т.п. Соответственно, раздача поглаживаний тоже в своём роде игра. Мы обмениваемся поглаживаниями и ожидаем какой-то выгоды.
3) Мне трудно строить отношения с коллегами, потому что я не играю в игры. Я прямой человек - иногда до грубости. Я скупа на поглаживания. Я говорю, что думаю. Честность - это не про большинство людей. Например, если кто-то сказал что-то, что заставило меня почувствовать себя ну... униженной, для меня идеальным было бы такое решение проблема:
- Твои слова заставили меня чувствовать себя униженной. Можешь, пожалуйста, прояснить, было ли это намеренно?
- Да, я действительно хотел(а) тебя унизить. / Нет, я не имел(а) такого в виду! Прости, что так вышло.
- Окей, спасибо большое за честный ответ; я рада, что мы прояснили ситуацию. (в случае с намеренным действием я бы ещё добавила, что нам, наверное, лучше свести коммуникацию к нулю)
Но так не бывает XD
Я, наверное, единственный человек в мире, который действительно предпочёл бы услышать грубую правду, нежели играть в вежливость. Для большинства людей такой диалог закончится игрой "Скандал", возможно, с физическим применением силы.
Другие люди видят, что я не играю в их игры, и поэтому я оказываюсь исключена из игры. В народе это называется "нет общих тем для разговора". Например, есть группа женщин, где все участницы любят жаловаться на своих мужей. Новая участница, которая постоянно говорит, что её муж идеален, долго там не продержится - она или примет правила игры, или её прогонят. Всё логично.
В идеале, было бы классно вообще отказаться от игр, но это возможно только при наличии других людей, которые готовы к коммуникации без игр. В моём окружении из таких только Томо, мама (отчасти) и кузина, и двое из них в Питере.
4) Внутренний конфликт: разрешение себе всегда говорить правду о своих чувствах vs. меня обидели - мои проблемы. То есть если кто-то сказал что-то, что меня обидело/унизило, с одной стороны, почему я должна молчать? Я имею право сказать о том, что чувствую. С другой, это я так восприняла эти слова, то есть это мои завихрения и мне с ними разбираться. Как найти баланс?

В общем, очень классная книга. Я ещё и трети не прочла, но impact на лицо. Всем советую.

@темы: размышлизмы, самокопание, о людских странностях, о человеческих взаимоотношениях

Комментарии
01.07.2018 в 14:21

Всё на самом деле не такое, каким привыкло казаться.
меня обидели - мои проблемы
Ну, можно продолжить цепочку. Я дал в морду за это - это уже его проблемы, нэ? ) И с фингалом ему разбираться. Причем это может быть как в прямом смысле, так и в переносном. Логично же? )
01.07.2018 в 16:30

Чудеса не всегда случаются? Ну ладно, я подожду.
Например, есть группа женщин, где все участницы любят жаловаться на своих мужей. Новая участница, которая постоянно говорит, что её муж идеален, долго там не продержится - она или примет правила игры, или её прогонят.
А разве самой новой участнице не будет скучно с ними? В для чего ей к ним?
01.07.2018 в 20:28

«Делай больше тех вещей, которые делают тебя счастливым»©
Tish Evans,
Я узнала об этой книге на вебинаре по "Управлению конфликтами" (если правильно запомнила название) от ВШЭ и тогда лектор сказал, что вам достаточно прочитать первую главу книги и сразу будет все понятно...

Помню первое время меня очень раздражали эти игры на работе (особенно в женском коллективе) и по ощущениям это отнимало много сил, ибо постоянно приходилось разгадывать ребусы в духе "человек сказал это, но что он на самом деле имел ввиду?":facepalm: или просто выслушивать чей то глупый поток сознания, т.к. все хотели казаться "вежливыми" и обсирать друг друга за глаза.
Я по моему даже от этого гораздо больше уставала за день, чем от самой работы (треклятый опен спэйс):hang:

В общем, всем было хорошо, а я страдала, поэтому решила немного гм... изменить точку восприятия и "правила игры".
Стала стараться делать так, чтобы вовремя этих игр человек рассказывал информацию, которую я могла бы использовать себе на пользу. Таким образом я узнала о многих "делишках" начальства и знала куда можно "давить" в случае, если оно пыталось ущемить мои права. Конечно, в скором времени я рассталась и с этим коллективом, и начальством, но опыт был полезным. Невольно чувствуешь себя сыщиком, который пытается докопаться до сути...
К тому же не важно в хорошей ты компании работаешь или не очень... Закулисная игра в той или иной форме есть везде.
Вопрос только - кто ты в этой игре? Жертва или все же игрок?
02.07.2018 в 13:12

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Зойсайт, дать в морду - это реакция не Взрослого, а Ребёнка) это не дополняющая реакция, то есть изначально деструктивная. а позиция "меня обидели - мои проблемы", т.е. я не коплю обиду, а пытаюсь разобраться с ней, как с проблемой, понять, почему такая реакция, и как перевести её в позитивную, это позиция Взрослого. и да, если меня кто-то ударит за то, что я скажу что-то грубое/обидное/резкое, то это и моя проблема тоже, потому что, возможно, мне надо было думать, что я говорю, и учитывать, что я могу получить на свои слова такую вот экспрессивную реакцию. другое дело, что я вряд ли скажу что-то такое, чтобы получить кулак в нос))

Spring_girl10, ну, она ведь не знает ещё, какие они. она новенькая. после первого раза, вполне возможно, поймёт, что ей скучно. вот ты если придёшь в новый коллектив, попытаешься наверняка влиться в компанию? и ты вряд ли заранее будешь знать, в какие игры они играют. и не исключено, что даже если первый раз тебе не очень понравится, ты предпримешь ещё несколько попыток влиться, пока не поймёшь окончательно, что это не для тебя)

Kanayna, Вопрос только - кто ты в этой игре? Жертва или все же игрок?
вот да) совсем отказаться от игр невозможно, поскольку большинство людей вокруг в них играют. но зная правила, можно оказаться в выигрыше.
02.07.2018 в 13:27

Всё на самом деле не такое, каким привыкло казаться.
Tish Evans,
дать в морду - это реакция не Взрослого, а Ребёнка)
Кто сказал? На ней написано? О_О
я не коплю обиду
Так и я не коплю - человек понял, что ко мне лучше не лезть, больше конфликтов не будет, все довольны! Чего копить-то?
понять, почему такая реакция
Снова же, мне не нужно понимать, я уже знаю, почему и как. Меня обидели - мне обидно. Ударили - больно. Опрокинули воду - мокрый. И т.д. То есть над чем тут думать? Что в этом сложного?
Так что не знаю - не знаю. Видать, ребенок умеет решать проблемы, а взрослый грузится и грузится, времени у него свободного много, что ли? О_О
Нет, людей я не бью, конечно, в прямом смысле (хотя в детстве дрался, и поэтому других задирали, и шапки отбирали, и смеялись, и проблемы у них были. А я подрался один раз, да, до крови, разбитых носов и фингалов - и у меня проблем не было, всё было тихо и мирно), но не вижу смысла терпеть хамства. Если человек один раз по-хорошему не понимает, то и второй раз не поймет. И тут только по-плохому.
Есть, конечно, ещё люди-говно. Этих вообще стоит просто обходить. Сколько говно не пинай, оно говном и останется, только сам испачкаешься.
02.07.2018 в 14:43

Легкое амбре беспредельного коварства
А почему ШВК только оффлайн? Мы когда на Самуи жили, муж удаленно созванивался. Тогда с Кариной (мы с дневников знакомы) www.instagram.com/_antifragility_/
Может и сейчас что-то есть
02.07.2018 в 16:24

Любая оценка субъективна
Гм, я сейчас занимаюсь с психологом, которая тоже строит нашу работу на основе трансакционного анализа. Книгу Берна я уже много раз листала в книжном, но всё никак не решусь взять и, видимо, не зря :-D Поясню почему.

Во-первых, игры - это только один из многих способов того, как мы можем проводить своё время. Причем неэффективный, из игр обычно выходишь с кучей негативных поглаживаний, что не есть гуд. Ну опять же по занятию с психологом, как именно у Берна написано - я не знаю) Среди других способов проведения времени (помимо сна) она мне выделяла деятельность по достижению целей, отдых, ритуалы, уход в себя, близость с другими. И есть разные эффективные шкалы распределения времени, где игры явно не должны быть на первых местах :nope: Если в обществе складывается так, что люди неискренние и только играют, тут имхо можно сделать вывод, что не твои люди и не твое общество и не играть с ними во всё это, я так думаю. Это абсолютно нормально - быть искренним, и не надо подстраиваться под некое "большинство".

Внутренний конфликт: разрешение себе всегда говорить правду о своих чувствах vs. меня обидели - мои проблемы. То есть если кто-то сказал что-то, что меня обидело/унизило, с одной стороны, почему я должна молчать? Я имею право сказать о том, что чувствую. С другой, это я так восприняла эти слова, то есть это мои завихрения и мне с ними разбираться. Как найти баланс?
Гм, мне кажется, в этой логике что-то не так :) Если тебя обидели, то тебе дали негативное поглаживание. И это "твои проблемы" в том смысле, что тебе решать - как с этим дальше быть. Подумать, действительно ли человек неправ в твоем понимании? Если да - попробовать с ним обсудить, если уместно, а если неуместно - дистанцироваться совсем от него. А если ты подумаешь, что сама как-то неадекватно среагировала (например, из негативного свободного ребенка, а не из взрослого), то сделать выводы и в дальнейшем пытаться построить общение более эффективно. А то как-то получается, что люди имеют право вести себя как хотят, а раз ты обиделась, то это только твоё восприятие и сама разбирайся с ним, остальные не при чем - не совсем так ) По крайней мере я это всё так понимаю.
03.07.2018 в 11:08

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Любимица Ветра, да, я тоже с ней знакома, и она мне несколько лет назад сказала, что онлайн классов нет. и на сайте их ничего не написано. предлагают только оставить заявку, чтобы они могли связаться и позвать на ближайшую встречу оффлайн.

Зойсайт, Кто сказал? На ней написано? О_О
ну это ИМХО, но подобные проблемы решать нужно через рот, а не через кулаки. вот если через рот не получилось или человек постоянно ведёт себя одинаково и ничего не меняется, можно и в морду дать, чтоб уж точно всё ясно стало. но если сразу в морду, то это вопрос ещё, у кого проблемы)

Меня обидели - мне обидно. Ударили - больно. Опрокинули воду - мокрый.
ты не ставь это в один ряд. ударили - больно и опрокинули в воду - мокрый = это на уровне физики. других вариантов в принципе быть не могло. а меня обидели - мне обидно = это на уровне эмоций. ты 100% уверен, что человек, который сказал обидные слова, реально хотел тебя обидеть? может, просто неудачно пошутил. а может, не в курсе был, что случайно наступил на больную мозоль.

вот была у меня ситуация. одна девочка мечтала поехать в Британию, но ей не дали визу. для неё это была серьёзная травма. и вот говорили мы о Британии (о её ситуации никто не знал на тот момент) и её спросили для поддержания разговора, была ли она там. она сказала, что нет. мы спросили почему - ну логично, да? она процедила, что визу не дали. один канадец, из вежливости, сказал, что ну ничего, в следующий раз наверняка дадут, не могут же вечно отказывать в визе. так эта девочка на него вызверилась: мол, нечего тут её утешать, ты вообще ничего не понимаешь! "ээ... я просто пытался быть вежливым", - сказал канадец, и мы предпочли вообще прервать разговор и молчать до конца перерыва. с позиции этой девочки её обидели - ей обидно, она отреагировала на обиду. с нашей позиции - WTF O_o как бы мы не специально, да? хотели подбодрить, проявить вежливость. а в итоге мы типа сволочи. так что не надо, реакция реакции рознь.

ну или вот тебе ещё пример:
пришёл Х домой, а там жена с каким-то мужиком мило воркует. Х не стал разбираться и дал ему в морду - понятно же, для чего он тут находится!
а потом выясняется, что это знакомый жены, 100% гей, пришёл пожаловаться на жизнь / починить компьютер / что-то ещё.
взрослая реакция? ну возможно. соразмерная? ну, по мнению Х, да. а по мнению остальных участников, дичь полная.

Есть, конечно, ещё люди-говно. Этих вообще стоит просто обходить. Сколько говно не пинай, оно говном и останется, только сам испачкаешься.
ну это понятное дело. как бы метать бисер перед свиньями занятие по умолчанию неблагодарное и бесполезное)

Autumny, Если в обществе складывается так, что люди неискренние и только играют, тут имхо можно сделать вывод, что не твои люди и не твое общество и не играть с ними во всё это, я так думаю. Это абсолютно нормально - быть искренним, и не надо подстраиваться под некое "большинство".
абсолютно согласна, подписываюсь под каждым словом. но не я выбирала, с кем сидеть в офисе) поэтому или честность, или игра. для моего душевного равновесия игра кажется более целесообразным выбором. с мужем-то я, понятное дело, не играю ни в какие игры. только честность. поэтому он и мой муж.

По крайней мере я это всё так понимаю.
нет, я не то имела в виду) конечно, моя реакция - мне с ней и разбираться. но ситуацию создали мы оба, поэтому и разбираться в ней должны мы оба. так что, как ты и сказала, обсудить - самый правильный вариант. ну или да, дистанцироваться. я решила частично дистанцироваться.
03.07.2018 в 12:35

Чудеса не всегда случаются? Ну ладно, я подожду.
вот ты если придёшь в новый коллектив, попытаешься наверняка влиться в компанию?
Я сначала тихо присматриваюсь :-D
03.07.2018 в 13:11

Всё на самом деле не такое, каким привыкло казаться.
ну это ИМХО, но подобные проблемы решать нужно через рот
Я же написал, что "в прямом и переносном смысле". Умеючи, можно так опустить, что лучше бы побили.
ты 100% уверен, что человек, который сказал обидные слова, реально хотел тебя обидеть?
Стопе, отходим от изначальной темы. Тема была об эмоциях. Неудачно пошутил, знаешь, говорят же "за такие шутки в зубах бывают промежутки"? Мне не нужно долго думать, чувствую я обиду или всё же нет. Для меня это на уровне "облили водой - мокрый". Если человек незнакомый и реально неудачно пошутил, да "полехче, чувак" хватает. Если намеренно обидили или по пьяни, скажем - тады упс. Нечего бухать, если знаешь, что ты неуправляемое чмо без мозгов. Взрослый человек должен отвечать за свои поступки.
Насчет примеров. Это спорные ситуации. А вот мой ответный пример.
Знакомая, замужем, детей нет (и быть не может, узнали после брака, муж поддерживает жену, думают об усыновлении). Вторая знакомая, в разводе, с маленьким ребенком. И эта, разведенная, прекрасно в курсе ситуации (типа близкой подруги замужней), постоянно говорит о том, как классно быть матерью (ладно, её право, хотя, учитывая ситуацию, могла бы и смолчать), а потом говорит подруге, мол, понимаю, как тяжко быть пустоцветом, муж наверняка бросит и т.д. Хотела её обидеть? Хотела или просто дура - таких надо пиздить. Ногами. Даже если по скудоумию - авось хоть какие-то мозги появятся.
03.07.2018 в 14:06

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Зойсайт, ну, в твоём примере всё однозначно: подруга же с самого начала знала. на первый раз можно вежливо попросить не поднимать эту тему по понятным причинам. но если такое поведение повторяется постоянно, плюс все эти слова о пустоцвете и т.п., то нафиг такая подруга нужна? это ж не подруга вовсе. гнать в шею и забыть, как звали.
Взрослый человек должен отвечать за свои поступки.
должен, согласна. но ключевое слово здесь "взрослый".
03.07.2018 в 19:11

Всё на самом деле не такое, каким привыкло казаться.
Tish Evans, нафиг такая подруга нужна? это ж не подруга вовсе
А вот так. Вежливо просили, а она делала большие глаза "ой, я не хотела обидеть". До тех пор, пока сама не выслушала много хорошего. А до того вступались даже за неё "понять и простить, ей же так тяжело, да и ляпнула она по пьяни".
Ну и я не знаю, насколько близкими подругами они были, конечно. Но всё же.
но ключевое слово здесь "взрослый".
Да и ребенок с определенного возраста тоже. Если ребенок в три года изрисовал стену - одно, а если в двенадцать написал нецензурщину в подъезде - другое.
04.07.2018 в 11:09

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Зойсайт, До тех пор, пока сама не выслушала много хорошего.
вполне логичное завершение ситуации, поскольку действие было повторяющееся. я же говорила о разовой ситуации)
если после разовой ситуации был разбор полётов, и человек перестал обращаться к той теме, которая вызвала преткновения, то, значит, имеют место быть адекватные отношения, всё окей. а вот если разбор полётов не подействовал... как говорится, один раз прощается, второй раз - запрещается, ну а на третий - не осерчай, если будет больно. думаю, тут мы согласны?)


Да и ребенок с определенного возраста тоже.
безусловно. к этому возрасту состояние Взрослый уже более-менее развито (ну хоть как-то). иными словами, человек способен делать логические выводы и понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его действия. да даже пятилетка на это способен! прекрасно знаешь в этом возрасте уже, что за разбитую кружку могут дать по попе, например. другое дело, если он уже в этом возрасте играет в игры - а это вполне возможно, ведь ребёнок копирует родителей. если родители не могут адекватно построить отношения и играют в игры вместо того, чтобы быть честными друг с другом, то какого они воспитают ребёнка? вопрос риторический. если, конечно, не найдутся другие достойные учителя, которые окажут более сильное влияние.
05.07.2018 в 15:18

Всё на самом деле не такое, каким привыкло казаться.
Tish Evans,
я же говорила о разовой ситуации)
А вот если бы в первый раз отреагировали жестко и категорично, не было бы повторяющихся ситуаций. Блин, взрослый же человек, можно думать, что ляпать стоит, а чего - нет! И это не единственный такой человек, многие, пока не получат резкий ответ, уходят в "ачотакова?".
И это "ачотакова?" уже достало. Некоторые не понимают даже резкого ответа, только матерный посыл. Как в сети, так в реале, увы.
06.07.2018 в 12:43

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Зойсайт, это тоже своего рода игра в простачка. типа я ж не со зла. пусть играют - но не с нами.
06.07.2018 в 16:16

Всё на самом деле не такое, каким привыкло казаться.
Tish Evans, о том и речь.
07.07.2018 в 10:28

Когда наступает депрессия или смятение, попробуй лечь на спину на полу и подними лапы вверх. Иногда мир выглядит лучше вверх ногами.
Зойсайт, так я и не говорила, что надо поддерживать игру и участвовать в ней. как раз-таки не надо - ну если только участие в игре не выгодно по каким-то причинам. выбор за нами.